Мы должны знать, мы будем знать

Previous Entry Share Next Entry
Курт Воннегут, как писатель
horror
iodiot
Я не люблю Курта Воннегута, как писателя, уже давно. Мою нелюбовь проследить вполне легко: она зародилась во время прочтения «Колыбели для кошки», слегка увяла с «Бойней номер V», но расцвела с «Сиренами Титана».

Вот что я вынес из трех романов, как читатель, соответственно:
  1. Дела, дела, дела.
  2. Но если я когда-нибудь эту книгу кончу, то даю вам честное слово, что никакой роли ни для Фрэнка Синатры, ни для Джона Уэйна в ней не будет.
  3. Ничего.
В последнем пункте располагается не цитата, а мое скромное мнение. Хотя слово «ничего» встречается в романе семьдесят девять раз. Посчитать это ничего мне не стоило, а вот лет пятьдесят назад столь точная статистика вызвала бы подозрение. Ведь тогда бы мне пришлось или внимательно читать, загибая пальцы по появлению каждого «ничего», или перечитывать уже невнимательно, опять же загибая пальцы. Вот наглядный пример чистой фантастики, а что разумеет под фантастикой Курт Воннегут мне совершенно непонятно.

Конечно, фантастика бывает разная. Как минимум можно выделить две категории: мягкая и твердая. Понятное дело, что книги Курта Воннегута не содержат в себе ничего твердого, режущего и колющего. Разумно заключить, что они мягкие, но как-бы ни так. Они вообще за гранью добра и зла, за гранью любой фантастики, которую мне приходилось читать. Можно сказать, что фантастика в книгах Курта Воннегута играет роль антуража, но даже антураж получается какой-то бутафорский, как обои в комнате с надписью «абстрактная мозаика».

Фантастика, как жанр художественной литературы, — это еще и тонкий инструмент по донесению мыслей и идей особого рода. Я, как читатель, предпочитаю фантастику другой литературе не потому что мне нравится повышенная плотность таких слов как «лазер» или «черная дыра» на страницу текста. Мне нравится читать об интересных допущениях и невообразимых следствиях. Это примерно как аксиомы и теоремы в математике. Курт Воннегут этого меня лишил. И вообще, по моему мнению, он поступил нечестно, решив оформить «Сирены Титана» как фантастическое произведение. Фантастика в данном случае играет роль пятой колонны.

Но Курт Воннегут пошел даже дальше. В фантастике он нашел отличную возможность из страницы в страницу выливать на меня, как читателя, бредовый поток сознания. В плохом смысле. Благодаря ему я ввел в свой лексикон новое слово «дышарик»: пилюля, которая позволяет дышать в бескислородной атмосфере, и ничего что атмосфера разрежена как физико-математические познания Курта Воннегута. В целом я узнал, что Марс отличное место для жизни, что в пещерах Меркурия обитают гармониумы, и что воздух Титана можно сравнить с воздухом, какой бывает на Земле весенним утром возле двери пекарни, выходящей на задний дворик. Главное лишь не угодить в хроносннкластический инфундибулум по пути.

Конечно, я не серьезен. Я понимаю, что подобные допущения имеют право на жизнь, и, по мнению Курта Воннегута, они формируют костяк книги. Мне лишь кажется, что между разумным и интересным допущением, и бредом малолетнего наркомана дегенерата, отравленного парами клея, Крут Воннегут отдаст предпочтение последнему.

Это все никоим образом не перечеркивает юмор и художественный стиль, которые присутствуют. К примеру:
Бобби Дентон нанизал всех своих слушателей, как на вертел, на свой пронзительный, горячий и полный любви взгляд и принялся поджаривать их целиком над раскаленными угольями их собственных прегрешении.
В десятимиллионном году, по словам Корадубьяна, произойдет грандиозная генеральная уборка. Все документы, относящиеся к периоду между смертью Христа и миллионным годом нашей эры, свалят в одну кучу и сожгут. Это придется сделать, сказал Корадубьян, потому что всякие музеи и архивы займут столько места, что людям буквально негде будет жить.
Неудивительно, что Курт Воннегут был знаком с Сергеем Довлатовым, который боготворил текст. Только Сергей Довлатов не злоупотреблял фантастикой. Проблема в том, что Курт Воннегут плохо описывает вещи, неподвластные непосредственному опыту. Взять тот же Марс. Когда я читал соответствующую главу, то практически не нашел ни одной ремарки, которая бы отличала Марс от той же Земли. Марс и Марс. Такое ощущение, что Курт Воннегут был умышленно скуп на детали, чтобы при случае заменять его на что-то другое. К примеру, на Калифорнию.

Image217

Кто-то может меня обвинить, что я не понял великий замысел книги. Честно скажу, я действительно его не понял или понял, но он показался мне не столь грандиозным как расстояние от Солнца до Бетельгейзе. Здесь уже сложно разобраться. Идея со всебезразличием господа бога, кажется, больше подходит рассказу, чем роману. Ее просто заживо погребли под толстым слоем букв, слов, предложений и абзацев. А из фантастики сделали надгробный камень.

И вообще я не сторонник того, что книга должна определяться присутствием или отсутствием великого замысла. Я, как атеист, вот верю в великое вселенское ничто, и вполне себе здорово поживаю. Чем книга лучше вселенной? Книга не пишется за один вечер в припадке развеселого настроения. Книга пишется днями и ночами. Писатель трансформирует весь возможный спектр настроений, эмоций, мыслей, переживаний в текст. Поэтому я, как читатель, в противовес многим другим отзывам и мнениям напишу: мне плевать на великий замысел этой книги.

  • 1
последняя фраза очень воннегутовская :-)

а вообще книги Воннегута, рассматриваемые как фантастика, очень напоминают вроде как фантастический фильм Годара "Альфавиль". только вот почему-то то, что меня так раздражает у Годара, у Воннегута вполне прокатывает и в чем-то даже привлекает. может потому, что я никогда не относил книг Воннегута к фантастике?

Может быть, может быть :)

Фильм не смотрел, но добавил в список.

Об отрицательных моментах я тебе написал сам-знаешь-куда.
В целом же, внятный текст, отношение передает ярко, а что еще нужно?


P.S. Эту фотку К.В. (я так понимаю) с «матадором, потерявшим квалификацию» я еще не видел. Забавно.

воннегут фантаст?

Кто вам сказал что Воннегут фантаст? Это придумал какой-то недалекий журналист, который написал о не статью в газете. Сам Воннегут к этому званию "писателя-фантаста" относился с добрых юмором. Искать в его книгах истории про полеты на марс и так далее со всякими технико-физическими подробностями - глупо, и так же глупо обвинять Воннегута в недостатке технических подробностей и тд и тп. Если Вы не поняли, как и для чего Воннегут использует "фантастические" сюжеты, можно сказать, что вы абсолютно ничего не поняли в его книгах.

  • 1
?

Log in