iodiot ([info]iodiot) wrote,
@ 2008-01-26 13:41:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:art, fractals, history, network, text

Сетевые пространства

Люблю когда простая идея в своём развитие порождает сложное, комплексное и многообразное. Люблю безумные доказательства по индукции, от частного к общему, люблю синтез, фракталы, которые ввиду своей сложности не умещаются даже в Евклидовом пространстве, хотя начальные условия можно запаковать всего в пару байт. Мало ли, ведь книга природы написана языком математики. Но не только эта книга, и не только языком математики.

Мало надежд, что эти строки попадут на печатные страницы. Они родились в сетевом пространстве, здесь и останутся. К этому я и веду, к тому, как одна идея (может не одна, а две-три) изменили мир раз и навсегда. Один Тим, с фамилией Лири, говорил, что «Интернет – это ЛСД 90х». А второй Тим, но уже Берненс-Ли, поистине вдохнул в слова долгую жизнь.

Живём не в средние века, ищем не следы Святого Грааля… найти информацию о первом браузере – не составит особого труда. В начале вездесущих 90х Тим создал, язык не поворачивается сказать «написал», программу WorldWideWeb, внедрив в неё фундаментальные идеи, простота которых убивает, а результирующий эффект, наблюдаемый сегодня, поражает. Да, программа так и называлась, и предназначалась to view the Web, выражаясь языком оригинала. Среди первых возможностей:

  • форматированное отображение страниц, с использованием языка разметки;
  • поддержка графических изображений, правда, в отдельных окнах;
  • гиперссылки.

Третья и последняя идея, по моему скромному мнению, является самой невероятной. Ведь эта именно та медицинская нить, которая сшивает всё информационное пространство в единое целое. Приставка «гипер» очень удачно подобрана, возникает правильная ассоциация с неимоверным гипер-переходом из одного измерения в другое.

Именно гиперссылки превратили Интернет почти в безбрежный океан, в котором возможен сёрфинг. Вот вам и фрактал, которой самоподобен такой простой идее на всех уровнях сложности. Так просто, как один, два, три.


По этой теме случайно нашёл статью «Гипертекст и постгутенберговая эра». В ней нашу эру назвали именем Гуттенберга, человека, который в далёком XV веке изобрёл печатный станок. А прибавили приставку «пост» оттого, что благодаря Интернету, люди немного отходят от телевизионной каши, предпочитая ей информацию в текстовом виде, которая аккуратно разбросана по глобальной сети. И в данном случае человек возвращается в состояние активного читателя, а не пассивного зрителя. Словами Умберто Эко «происходит обратный переход от имиджевого к вербальному восприятию информации». Что ж, хорошо.

Но это всё сущая чепуха, в сравнение с тем, что статья открыла мне глаза на глубокую аналогию: между Интернетом с его гиперссылками, и постмодернистскими течениями в искусстве. Интернет и есть постмодернистский феномен, потому что ему свойственны его установки: плюрализм (вовлечён целый мир), децентрализация (прямое следствие сетевой архитектуры), фрагментарность (никто не обладает всей информацией) и интертекстуальность (идея гиперссылок). Не знаю как вы, но я, после долгих мучений с «Улиссом» Джойса, полностью согласен со изложенным. Да уж, аналогии пронизывают наш мир. Дайте две.

В принципе, здесь можно полить ещё воду про замечательные гиперссылки. Но можно просто отправиться в увлекательное путешествие, самому, прямо сейчас, портал открыт.

Ещё вопрос на засыпку. Если изобретение печатного станка, грубо говоря, породило интеллигентного человека, то кого породит Интернет?




(10 comments) - (Post a new comment)


[info]r0l
2008-01-26 12:26 pm UTC (link)
Гипертекст старше интернета и известных нам вообще сетей...

Краткий экскурс в историю гипертекста

Ты уверен, что интеллигентного человека не существовало до изобретения печатного станка? ;-)

(Reply to this) (Thread)


[info]iodiot
2008-01-26 12:37 pm UTC (link)
Сложно сказать. В любом случае, интеллигентный начитанный человек имел меньшие шансы стать таковым ДО изобретения печатного станка...

(Reply to this) (Parent)


[info]sa_sha_s
2008-01-26 01:41 pm UTC (link)
Интренет породит человека, у которого, цитируя подвыпившего Хлестакова из "РЕвизора", "легкость мысли необычайная", с головой, в которой много всего, но без взаимной соотнесенности. Торжество постмодернизма: мысли а) обильны, б) децентрализованы, с)фрагментарны, д)интертекстуальны :))))

(Reply to this) (Thread)


[info]iodiot
2008-01-26 02:15 pm UTC (link)
Да уж, точно :)

(Reply to this) (Parent)


[info]amikhailov
2008-01-26 09:07 pm UTC (link)
Интернет уже породил всяческих гиков, проводящих сутки перед компьютером. Людей, у которых нет интерфейса для общения с внешним миром. Есть мнение, что Интернет подчеркнул в этих людях аутизм.

Кстати, согласен с предыдущим оратором — в головах варится каша из разнородной информации.

(Reply to this) (Thread)


[info]iodiot
2008-01-27 07:45 am UTC (link)
Про кашу. Когда-то уже беседовали на эту тему, оказалось, не всё так просто. Где-то тут.

(Reply to this) (Parent)


[info]miri_on_air
2008-01-27 11:27 am UTC (link)
«[Идея гиперссылок], по моему скромному мнению, является самой невероятной.»

Ну почему же, так оно и есть — паутина изначально задумывалась как некое пространство для воплощения идеи гиперссылок. Все остальное — приятные излишества.

То, что именно явление постмодерна признано первообладателем описанного комплекта установок мне видится не вполне обоснованным. Постмодерн — направление с комплексом неполноценности, тщащееся скорее доказать свою состоятельность, чем собственно обрести ее. Собственно, от модерна его отличает конечное множество идей, остальное — все тот же бесконечный водоворот разочарованности, озлобления и топания ногами, прикрытый пеленой творческих достижений. И идиотское название впридачу. Называть движение модерном, то биш "современным" — бред по определению, такой же, как навороты с "новой историей". Проходит полвека — и история уже не такая уж новая, а происходящее за окном называют историей "новейшей", а мыслим мы теперь уже в стиле "после-современном". Концентрат эгоцентризма, недовольства, импульсивности и недальновидности. Собственно, так сегодня человечество и живет — это вот и есть главные свойства постмодерна.

Я эту дискуссию устраивал еще с преподом культурологии, помню. Всё это я к тому, что скорее Интернет как раз и есть естественным, законным и первым рукотворным обладателем всех сразу "установок постмодерна".

И, развивая эту мысль, можно прийти к тому, от чего следовало бы оттолкнуться изначально: Сеть является зеркалом общества, и стала им, как только были изобретены все технические средства. Все, дальше "оно само". Никто не заявлял, что к этому нужно стремиться и это делается как протест против идей модерна и т.п. — просто в новом пространстве был вакуум, моментально всосавший в себя все, что дотянулось. Получившаяся каша — это и есть сама жизнь, только выраженная более формально.

Печатный станок формализовал некоторую информацию — читать книгу оказалось эффективнее, чем слушать оратора, а писать ее — полезнее, чем рассказывать. Человеку приятно осознавать материальность чего бы то ни было. Сказанное пролетит мимо ушей и канет в лету, написанное можно перечитать — от этого просто спокойнее, и это спокойствие раскрепостило людей, увидевших, что слово может быть вечным во всех смыслах.

Интернет же формализовал сразу все человечество. Оказалось, что можно хранить "где-то", неважно где, не просто мысли и идеи, а и все сопутствующее — отношения между людьми, их вкусы, эмоции и т.д. и т.п. Это новая степень раскрепощения — теперь можно не просто думать и говорить, не беспокоясь о сохранности слов, но и жить, не заботясь о сохранности взглядов и поступков. "Кто-то внесет все в протокол, можно раслабиться".

И если первый этап, печатное слово, сосредоточило людей на мыслях и сделало интеллигентнее, то второй этап сосредоточил людей на жизнедеятельности и сделал легкомысленнее. Уже не надо заботиться о сохранности вообще чего бы то ни было, кроме собственной шкуры иногда. Осталось изобрести трансплантацию души в виртуальный мир — надо понимать, это раскрепостит человека окончательно и породит новый уровень сознания, нам пока недоступный для осмысления.

(Reply to this) (Thread)


[info]iodiot
2008-01-28 07:04 am UTC (link)
Вопрос о том насколько качественно постмодерн обыгрывал свои же установки лучше оставить открытым. Но то, что они были, т.е. встречались в литературе, музыке, живописи - это факт. И вобрал ли в себя их Интернет или нет в принципе и не важно, здесь важна сама аналогия. Вообще, оно часто так бывает, когда то, что вчера казалось абсурдом и баловством, уже завтра становиться стандартом.

С остальным сложно не согласится. Человек - существо социальное, и если есть возможность общаться, то он преодолеет все преграды. Так и в начале 90х производители ПК и разнородного софта не верили, что человек будет проделывать такой большой путь на пути в Интернет: пойти в магазин купить компьютер, модем - установить его дома - купить соответствующий софт - инсталлировать его - подписать контракт с провайдером - подключится - найти друзей. А как оно всё вышло...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]miri_on_air
2008-01-28 09:40 am UTC (link)
>> Вопрос о том насколько качественно постмодерн обыгрывал свои же установки лучше оставить открытым.

Факт того, что он их обыгрывал, уже говорит о том, что они не искренни. В отличие от более ранних направлений, которые в свое время считай никак не назывались, и которые мы теперь можем критиковать и анализировать, модерн и постмодерн, благодаря развитым СМИ, начали критиковать себя сами и кичиться своими же принципами, стоило кому-то придумать новое название вроде интертекстуальности. Тоже факт. В принципе, я большего и не имел в виду. И все-же согласись, недовольство (ладно, поблагороднее скажем, "протест") и импульсивность как главное направление постмодерна указать забыли. :) Видимо, слова недостаточно необычные.

А второй абзац я вообще не догнал. Каким образом я отрицаю это в своем комменте?.. Да, появилась возможность — и люди ее жадно слопали, естественно. Вопрос был в том, что получилось в результате — и ответ: а в результате получилась сложная, неоднородная кластерная модель общества. И подобно тому, как книга дала возможность человеку сохранять мысли, Интернет позволил сохранять почти все остальное в придачу. Результат наблюдаем. Я даже не говорил, хорошо это все или плохо — в принципе, думаю, что хорошо. Вместо того, чтоб в стотысячный раз рассуждать о прямом следствии, информационной свободе, я попытался представить, как это выглядит в подсознании толпы: как backup всего на свете, позволяющий в целом меньше париться.

(Reply to this) (Parent)


[info]tomdid72
2008-10-15 05:20 pm UTC (link)
интересна..

(Reply to this)


(10 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…